Программа работы с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижне-Ольховская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено

Утверждаю:

на педагогическом совете
МБОУ Нижне-Ольховская СОШ
Протокол от 22.08.2022 г №1
Председатель педагогического совета
________________С.А.Виниченко

Директор МБОУ Нижне-Ольховская СОШ
Приказ от 22.08.2022г. № 72
________________ С.А.Виниченко
М.п.
.

Программа
работы с обучающимися, имеющими
низкую учебную мотивацию

сл.Позднеевка, 2022г.

1. Паспорт программы
Наименование
программы

Программа работы с обучающимися, имеющими низкую
учебную мотивацию

Основания
для разработки
программы

1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный
приказом Минобрнауки и от 31.05.2021 № 287
3.
Основные образовательные программы основного
общего образования.

Цель программы Организовать деятельность участников образовательных
отношений по обеспечению успешного усвоения основной
образовательной программы основного общего образования
учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию
Задачи
программы

1.
Выявить учащихся, имеющих низкую учебную
мотивацию.
2.
Создать условия для эффективного обучения и развития
учащихся с низкими учебными возможностями.
3.
Обеспечить взаимодействие всех участников
образовательных отношений, чтобы повысить
учебную мотивацию школьников.
4.
Организовать контроль образовательных
результатов учащихся с низкой учебной мотивацией

Основные
разработчики
программы

Директор МБОУ Нижне-Ольховская СОШ
Виниченко С.А.

Сроки
реализации

2022-2023 учебный год

Заместитель директора Лысенко Г.А.
Педагог-психолог Пилипенко О.Е.

Ожидаемые
результаты

1. Качественные показатели:
– повышение качества образовательных результатов;
– организация коммуникативной педагогической среды,
способствующей проявлению индивидуальности каждого
ученика, самореализации и саморазвитию
2. Количественные показатели:
–
повышение уровня предметных и метапредметных
образовательных результатов;
–
увеличение показателей среднего балла государственной
итоговой аттестации;
–
увеличение числа участников, призеров, победителей
олимпиад и конкурсов;
–
увеличение числа обучающихся, занимающихся в
кружках и секциях дополнительного образования

2. Аналитико-прогностическое обоснование программы
2.1. Анализ внешних факторов, влияющих на учебную мотивацию школьников.
Администрация и педагогический коллектив школы провели анализ, который
помогает выявить политические, экономические, социальные и технологические
факторы внешней среды. Положительные и отрицательные факторы внешней
среды, влияющие на учебную мотивацию школьников, – в таблице 1.
Таблица 1. Факторы внешней среды, которые влияют на учебную мотивацию
школьников
Факторы

Положительные

Политические Личностный результат
образовательной деятельности
определяют ФГОС

Отрицательные
Повышение спектра
индивидуальных
образовательных возможностей
обучающегося ограничено
материальными
возможностями школы и
родителей

Экономические Наличие
Низкий
уровень
жизни
высококвалифицированных
общества,
отсутствие
педагогов, эффективная система профессиональных ориентиров
финансирования школы

Социальные

Развитие олимпиадного и
Отсутствие
конкурсного движения, системы целеполагания,
дополнительного образования
жизненных ориентиров в
семье и социальном
окружении школьника

Технологичес
кие

Закрепление в
законодательстве
необходимых трудовых умений
учителя: применять
современные психологопедагогические технологии,
основанные на знании законов
развития личности и поведения
в реальной и виртуальной
среде

Ориентация обучающихся
и педагогов на успешную
сдачу государственной
итоговой аттестации (ГИА)
может привести к
недостаточному освоению и
использованию
других технологий и методик,
что приведет к
снижению учебной мотивации

Вывод: анализ определяет основные аспекты повышения учебной мотивации.
Необходимо создать условия для оптимального сочетания индивидуальных
возможностей обучающихся с возможностями школы для вовлечения учащихся в
активную образовательную деятельность.
2.2. Анализ перспектив повышения учебной мотивации школьников
Администрация и педагогический коллектив провели анализ, чтобы выявить
сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы повышения мотивации
школьников, – таблица 2.
Таблица 2. Перспективы повышения учебной мотивации школьников
Слабые стороны
Риски
Сильные
Благоприятные
стороны
возможности
Созданы условия
для выполнения
требований к
реализации
основной
образовательной
программы

Недостаточное
материальнотехническое
оснащение
образовательной
деятельности
современным
оборудованием

Улучшение
материальнотехнического
обеспечения
образовательной
деятельности

Изменение
социальноэкономической
ситуации

Созданы условия
для организации
образовательной
деятельности

Недостаточное
количество учебных
кабинетов для
реализации различных
направлений
внеурочной
деятельности

Ведение
культурнообразовательной
деятельности с
привлечением
социальных
партнеров

Применение
инновационных
технологий в
образовательной
деятельности

Недостаточное
владение активными
методами обучения
для повышения
учебной мотивации

Наличие
программы
внутренней
системы
оценки
качества
образования

Невысокие результаты
успеваемости
учащихся и
результаты ГИА

Развитие
современной
образовательной
среды, внедрение
инновационных
технологий
Повышение
качества
образования,
мотивации к
учебной
деятельности

Удовлетвореннос
ть участников
образовательной
деятельности
качеством
образования

Недостаточно
развитые
методы оценки
учебной мотивации

Изменение
системы
оценивания, учет
качественных
изменений,
происходящих у
участников
образовательной
деятельности

Отсутствие
необходимых
помещений для
образовательно
й деятельности
по запросам
участников
образовательны
х отношений
Перегруженнос
ть педагогов

Недостаточн
ая
подготовлен
ность
кадров,
низкая
мотивация
обучающихс
я
Увеличение
количества
учащихся с
низким
интеллектуальн
ым уровнем

2.3. Оценка благоприятных возможностей программы работы с обучающимися,
имеющими низкую учебную мотивацию
1. Высокая вероятность. Улучшение материально-технического оснащения
образовательной деятельности создаст условия для выполнения требований к
реализации
основной
образовательной
программы;
индивидуальные
образовательные траектории повысят учебные результаты школьников с низкой
мотивацией.

2. Средняя вероятность. Расширение возможностей диалогового взаимодействия
учителей и родителей учащихся; развитие системы дополнительного образования
расширит возможности для самореализации учащихся в различных направлениях
образовательной деятельности.
3. Низкая вероятность. Существенное усиление влияния школы как
общественной организации на социум в населенном пункте.
2.4. Оценка рисков программы
1. Средняя вероятность. Недостаток молодых педагогов из-за низкой
профессиональной мотивации; увеличение количества учеников с низким
интеллектуальным уровнем.
2. Низкая вероятность. Изменение социально-экономической ситуации;
препятствия незапланированного стихийного характера.
Вывод: основными направлениями деятельности школы по повышению учебной
мотивации учащихся являются:
– повышение уровня профессиональной компетенции учителя;
– материально-техническое обеспечение образовательной деятельности; –
разработка индивидуальных образовательных траекторий для школьников с
низкой учебной мотивацией;
– вовлечение учащихся в систему дополнительного образования;
– развитие взаимодействия с родителями.
3. Основные мероприятия по реализации программы
Содержание
Сроки
Планируемый
результат

Ответственный

Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию
Протестировать
учащихся с целью
выявления причин
неуспеваемости
Провести
индивидуальные
консультации с
учащимися по
результатам
контрольных работ

Получить
оперативную
информацию

Октябрь, Педагогянварь
психолог

Выявить темы,
которые учащийся не
освоил, и причины
неусвоения

В
течение
года

Учитель
предметник

Разработать
индивидуальные
образовательные
траектории для
учащихся с низкой
учебной
мотивацией

Спланировать работу с
учащимися

В
течение
года

Учительпредметник,
классный
руководитель

Помочь
сформировать
портфолио учащимся
с низкой мотивацией

Получить объективную В
информацию об успехах течение
учащегося
года

Классный
руководитель

Помочь учащимся
контролировать свои
учебные результаты

Получить объективные
результаты
учебной
деятельности

В
течение
года

Классный
руководитель

Проконтролировать
Выявить соответствие
объем домашних заданий объема
заданий
требованиям СанПиН

В
течение
года

Заместитель
директора

Организовать контроль
усвоения знаний
учащихся по отдельным
темам, разделам

Выявить темы, которые
учащийся не освоил, и
причины их неусвоения

По
плану
ВШК

Заместитель
директора

Провести
Выявить причины
психологические
школьной тревожности
тренинги по диагностике
тревожности и снижению
уровня тревожности
учащихся

По
плану
ВШК

Педагогпсихолог

Организовать
воспитательную работу
через систему
внеурочной
деятельности,
дополнительного
образования

В
течение
года

Заместитель
директора,
классный
руководитель

Выявить интересы
учащихся с низкой
учебной мотивацией и
привлечь их к занятиям
по интересам

Организовать
Спланировать
отдых учащихся в
досуговую
каникулярное
деятельность учащихся
время
Привлечь учащихся к
Спланировать
подготовке
досуговую
коллективных
деятельность учащихся
мероприятий в классе,
школе
Вовлечь в социально
Спланировать
значимую деятельность досуговую
учащихся «группы
деятельность учащихся
риска»
Взаимодействовать
Выявить
с социальными и
профессиональные
профессиональными
интересы учащихся
структурами с
целью
профориентации
выпускников
Работа с педагогическими работниками

В
течение
года

Проконтролировать
качество
преподавания учебных
предметов
через
посещение
занятий
Проконтролирова
ть качество
проверки рабочих
и контрольных
тетрадей
учащихся
Провести совещание
при директоре с
целью выявления
проблем
неуспеваемости
отдельных учащихся

Выявить затруднения,
препятствующие
усвоению материала
учащимися с низкой
мотивацией

В
течение
года

Заместитель
директора

Выявить темы,
которые учащийся не
освоил, и причины не
усвоения

По
плану
ВШК

Заместитель
директора

Определить план
работы с учащимися,
имеющими низкую
мотивацию

В
течение
года

Заместитель
директора

В
течение
года

В
течение
года
В
течение
года

Заместитель
директора,
классный
руководитель
Заместитель
директора,
классный
руководитель
Заместитель
директора,
классный
руководитель
Заместитель
директора,
классный
руководител
ь

Проконтролировать
Получить объективную В
информацию о системе течение
качество
года
оценивания учащихся с оценивания учащихся
низкой мотивацией
Проконтролирова
Выявить
причины В
ть качество
невыполнения заданий течение
года
домашних
заданий
Проанализировать,
Выявить
«группу В
как педагог
риска» по предметам течение
года
контролирует
учебного плана
предварительные
итоги успеваемости
класса
В
Организовать
Повысить
течение
мастерклассы,
профессиональную
практикумы для
грамотность учителей в года
освоения
работе с учащимися,
педагогических
имеющими низкую
технологий,
мотивацию
повышающих
учебную
мотивацию
школьников
В
Организовать
Повысить
течение
курсовую подготовку
профессиональную
учителей по проблеме
грамотность учителей в года
обучения
работе с учащимися,
школьников с низкой
имеющими низкую
мотивацией
мотивацию
Работа с родителями учащихся
Провести консультации
с родителями учащихся
«группы
риска»

Выявить затруднения,
препятствующие
усвоению материала
учащимися с низкой
мотивацией

В
течение
года

Заместитель
директора

Заместитель
директора

Заместитель
директора

Заместитель
директора

Заместитель
директора

Заместитель
директора,
классный
руководитель

Организовать
родительские
собрания
по
вопросам
психологических и
возрастных
особенностей
учащихся,
ответственности
родителей за
воспитание и обучение
детей
Ознакомить родителей
с
результатами
учебной деятельности
ребенка
Посетить семьи
учащихся
с
низкой
мотивацией
Привлечь родителей к
участию в
общешкольной
деятельности
Проконтролирова
ть количество
входов родителей
в электронный
дневник
Организовать
систему открытых
уроков
для
родителей

Повысить
ответственность
родителей за
воспитание и обучение
детей

В
течение
года

Классный
руководитель,
педагогпсихолог

Повысить
ответственность
родителей за
воспитание и обучение
детей
Выявить
условия
проживания и
воспитания в
семье
Повысить
ответственность
родителей за
воспитание и обучение
детей
Повысить
ответственность
родителей за
воспитание и обучение
детей
Повысить
ответственность
родителей за
воспитание и обучение
детей

В
течение
года

Классный
руководитель

В
течение
года

Классный
руководитель,
социальный
педагог

В
течение
года

Классный
руководитель

В
течение
года

Классный
руководитель

В
течение
года

Классный
руководитель

Организовать участие
Повысить
родителей в разработке
ответственность
индивидуальной
родителей за
образовательной
воспитание и обучение
траектории для
детей
учащегося с низкой
мотивацией
Повышение эффективности управления

В
течение
года

Классный
руководитель

Разработать программу
работы с учащимися,
имеющими низкую
учебную мотивацию
Сформировать банк
данных о семьях
учащихся с низкой
учебной мотивацией
Организовать
совместную
деятельность школы и
комиссии по делам
несовершеннолетних
Подготовить
педагогический совет
по повышению
качества образования
Включить в положение о
внутренней системе
оценки качества
образования раздел о
работе с учащимися,
имеющими низкую
учебную мотивацию
Проконтролировать
формирование фонда
оценочных средств для
проведения текущего
контроля успеваемости
и промежуточной
аттестации

Спланировать
образовательную
деятельность

Июнь

Заместитель
директора

Систематизировать
информацию о семьях
учащихся

В
течение
года

Классные
руководители

Спланировать сетевое
взаимодействие

Август

Заместитель
директора

Спланировать
По
плану
проведение
педагогических советов ВШК

Заместитель
директора

Спланировать
образовательную
деятельность

Август

Заместитель
директора

Выявить наличие
оценочных средств с
разным уровнем
сложности

В
течение
года

Заместитель
директора

Разработать в программе
повышения качества
образования
подпрограмму по работе
с учащимися,
имеющими низкую
учебную мотивацию
Проанализировать
результаты
образовательной
деятельности и
скорректировать работу
по повышению качества
образования
Оценить
материальнотехниче
ское и
информационное
обеспечение
образовательной
деятельности
Выявить потребности
учащихся для развития
их творческих
возможностей
Проконтролировать
качество ведения
учителем школьной
документации
Проанализировать, как
учитель
планирует
оценочную
деятельность
Проанализировать, как
формируются
универсальные
учебные действия
(УУД) на уроках и

Спланировать
образовательную
деятельность

Июнь –
август

Заместитель
директора

Выявить низкие
результаты для
планирования
действий по
повышению
мотивации обучения

Май –
июнь

Заместитель
директора

Выявить наличие
необходимых условий
для комфортного
образования

Май –
июнь

Заместитель
директора

Спланировать систему
внеурочной
деятельности,
дополнительного
образования
Выявить риски при
обучении школьников с
низкой учебной
мотивацией
Выявить использование
кодификаторов при
составлении
стандартизированных
контрольных работ
Выявить использование
кодификаторов УУД
при
разработке
метапредметных
контрольных работ

Май –
июнь

Заместитель
директора

В
течение
года

Заместитель
директора

В
течение
года

Заместитель
директора

В
течение
года

Заместитель
директора

внеурочной
деятельности

Организовать
персональный
контроль педагогов, у
которых низкий
уровень оценочных
показателей
Прогнозировать
результаты ГИА
учащихся, имеющих
низкую мотивацию

Выявить
возможные риски
при обучении
школьников с
низкой учебной
мотивацией
Спланировать работу с
выпускниками из
«группы риска» по
успешному
прохождению
государственной
итоговой аттестации
Организовать
Разработать план
психологопсихологопедагоги
педагогическую и
ческой и
социальную поддержку социальной
учащихся с низкой
поддержки
учебной мотивацией
учащихся
Проанализировать
Выявить формирование
уровень
ценностно-смысловых
сформированности
и моральных норм,
социальных
межличностных
компетенций учащихся с отношений в
низкой мотивацией
ученическом
коллективе
Проанализировать
Выявить готовность к
уровень мотивации
выбору направления
учащихся
профильного
образования,
самообразованию

В
течение
года

Заместитель
директора

В
течение
года

Заместитель
директора

Июнь,
август

Педагогпсихолог,
социальный
педагог

В
течение
года

Заместитель
директора,
педагогпсихолог

В
течение
года

Заместитель
директора,
педагогпсихолог

Организовать учет
достижений
планируемых
результатов учебной
деятельности

Получить объективную
информацию о
результативности
учебной деятельности,
в том числе об участии
школьников в учебных
исследованиях и
проектах
Получить информацию
об участии школьников
с низкой мотивацией в
спортивных
мероприятиях,
выставках, конкурсах,
концертах и др.

В
течение
года

Заместитель
директора

В
Организовать учет
Заместитель
течение директора
достижений в разных
года
видах деятельности
(социальной, трудовой,
коммуникативной,
физкультурнооздоровительной и др.)
учащихся с низкой
мотивацией
4. Механизм управления программой работы с обучающимися, имеющими
низкую учебную мотивацию
Управление реализацией программы предполагает создание специальной
организационной структуры для осуществления управленческих функций
согласно принятому распределению зон ответственности, в которую входят
представители субъектов образовательного процесса.
Руководитель ОО обеспечивает продвижение реализации программы, ведет
диалог с членами коллектива в зоне их ответственности, создает условия для
повышения мотивации школьников.
Осуществляет деятельность по финансовому обеспечению реализации
программы (использование бюджетных средств; привлечение внебюджетных
ресурсов).
Педагогический совет рассматривает вопросы педагогического и
методического руководства образовательной деятельностью, проведения
промежуточной аттестации, определяет условный перевод учащихся, имеющих
академическую задолженность, решает вопросы оставления на повторный год
обучения.
Заместитель руководителя ОО собирает и анализирует информацию о
результатах учебной деятельности школьников с низкой учебной мотивацией,
определяет совместно с методическими объединениями учителей ближайшие и
перспективные цели по повышению мотивации школьников, помогает
разработать индивидуальные образовательные траектории для учащихся с
низкой мотивацией.

Организует контроль за выполнением учебных планов, программ. Способствует
развитию познавательных потребностей, способностей, интеллектуального,
духовного потенциала личности.
Создает педагогически обоснованную и социально значимую систему
внеклассной и внешкольной воспитательной работы, направленную на
организацию здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения
детей и подростков, самоопределение и саморазвитие личности учащегося.
Оказывает методическую помощь классным руководителям в организации
воспитательной работы.
Методическое объединение школы рассматривает вопросы повышения
учебной мотивации школьников на заседаниях, развивает творчество и
инициативу учителей по улучшению качества образования, организует работу
по самообразованию учителей. Посещает учебные занятия в рамках предметных
объединений и анализирует их с целью выявления положительного опыта
работы
с
низкомотивированными
учащимися.
Разрабатывает
дифференцированные контрольные работы для проведения промежуточной
аттестации. Анализирует результаты образовательной деятельности по
повышению мотивации школьников.
Социально-психологическая служба осуществляет диагностирование уровня
мотивации школьников, анализирует результаты, вырабатывает рекомендации,
проводит тренинги общения с учениками, родителями, педагогами, беседы,
теоретические и практические семинары, индивидуальные и групповые
консультации.
5. Ожидаемый результат реализации программы
После реализации программы работы с обучающимися, имеющими низкую
учебную мотивацию, в образовательной деятельности произойдут следующие
изменения:
1. Повысится уровень мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности учащихся.
2. Повысится уровень предметных и метапредметных результатов учебной
деятельности по итогам промежуточной аттестации.
3. Повысится количество обучающихся с положительными результатами
государственной итоговой аттестации.
4. Сформируется готовность и способность учащихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
5. Сформируется готовность и способность осознанно выбирать и строить
дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».